Предприниматель Олег Волин в своей программной статье
По мнению Волина именно в период пандемии стало отчетливо ясно, что бизнес, основанный на принципах истинного доверия имеет больше шансов на успех. Более-менее безболезненно кризис пережили те предприниматели, которые в своих деловых взаимоотношениях придерживались принципов русских купцов: меньше формальностей, больше доверия.
«Русские купцы раньше заключали миллионные сделки в трактире за стаканом чая. Архаичное «купеческое слово» работало лучше, чем закон и страх перед судебным преследованием», – напоминает Олег Волин. Теперешняя бизнес-практика сводится к тому, что незнакомые люди привычно заключают сделки через незнакомых юристов, надеясь, что их не обманут. Информация о биржевых показателях и различные индексы влияют на рынки все сильнее, будучи зачастую просто виртуальной информацией. Уходит привычка встречаться с партнером лицом к лицу, завершать сделку крепким рукопожатием. Между тем, «доверие – это надежная, проверенная временем традиционная опора предпринимательской, общественной и государственной жизни», – считает Олег Волин.
В более ранних публикациях Волин рассказывал о конкретных ситуациях на примере собственного бизнеса. Арендаторы и арендодатели, которые шли навстречу друг другу и пренебрегли формальностями оказались в выигрыше. Те, кто «простил» партнеру несколько месяцев арендной платы или не требовал предоплаты при поставке сумели пережить самые тяжелые месяцы кризиса гораздо легче. Они чувствовали поддержку партнеров и то самое доверие.
Доверие как базовая ценность стало основой уравновешенности племени, семьи, государства. Любая здоровая экономика стремится к стабильности, потому что только состояние равновесия обеспечивает движение вперед. Примерно такое равновесие – основанное на доверии, надежности, традициях и здравом смысле – и есть истинный консерватизм. На нем и держалось долгие годы российское общество.
Понятно, что путь к доверию, это путь исканий и возможных ошибок. И здесь важно быть оптимистом. «Иван Алексеевич Бунин когда-то с горечью писал о том, что из русских помещичьих усадеб исчезает «запах антоновских яблок». Прошло время и запах этот с нашей земли никуда не исчез. Так и доверие, я верю, вернется в плоть и кровь отечественного предпринимательства», – таким оптимистичным посылом завершает свою статью Олег Волин.