Одобренные Государственной Думой поправки к Налоговому кодексу предполагают 20-процентное увеличение акцизов на табачную продукцию. По прогнозам экспертов, это приведет к значительному удорожанию средней пачки сигарет – до 140 рублей.
Что удивительно, алкогольная продукция не попала под аналогичный удар. Предложенный уровень повышения акцизов на алкоголь – 4%, то есть пределах инфляции.
Министерство финансов объяснило эту ситуацию тем, что, во-первых, повышение акцизов на табак даст дополнительные поступления в бюджет, которые смогут компенсировать дыры, возникшие из-за коронакризиса, а во-вторых, удорожание сигарет приводит к уменьшению потребления табака, а это – одно из главных направлений государственной политики, которая предполагает заботу о здоровье граждан.
Эксперты задают вполне уместный вопрос – почему же ограничение потребления алкоголя не согласуется с заботой о здоровье?
На это дал разъяснения заместитель министра финансов Алексей Сазонов: «Мы поддерживаем развитие виноградарства и виноделия внутри Российской Федерации, даем отрицательные акцизы на виноград для того, чтобы стимулировать развитие этих отраслей в России».
Это объяснение вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Так, политолог и декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета Александр Шатилов рассказывает, что самый популярный в нашей стране алкогольный напиток – это не вино. Также он добавляет, что курильщики редко отказываются от табака, они скорее переходят с дорогих сигарет на более дешевые, а то и вообще на контрафакт, поэтому ужесточение налоговой политики в этой сфере может не дать вообще никаких результатов для наполняемости бюджета.
Кроме того, это значительно увеличит нагрузку на население, ведь в среднем человек тратит 3-3,5 тысячи рублей в месяц на сигареты, а теперь эта сумма увеличится до 4-4,5 тысяч.
С этой позицией согласен и руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он добавил, что нельзя заботиться о здоровье однобоко, ограничивая лишь потребление табака. Это выглядит как вывод изпод удара производителей спиртных напитков. «Очень избирательная получается борьба», - говорит он.