колесо истории

История советских женских журналов // 17.01.2013

 Еще с начала 19 века издатели обращали внимание на женскую тему в журналах. Настоящая женщина всегда ассоциировалась с домашним уютом, подержанием семейного очага. И потому данная тема всегда была востребована и актуальна.
 
В современном мире чаще всего вниманием женщины удостаиваются глянцевые журналы, треть которых занимает реклама. И это не случайно. У женщин не только больше потребностей и эти потребности более дорогие. Многие продукты рекламируют модели, знаменитости, просто привлекательные женщины, создающие для массы читательниц некий идеальный образ. Однако многие, уже купив журнал, прекрасно понимают, что он не несет в себе никакой познавательной ценности. Главная их задача — показать, что они (женщины) — самые лучшие и, конечно, подтолкнуть к приобретению тех или иных товаров и услуг. Из женских журналов ушло все то, что всегда считалось примером простого человеческого счастья. Погнавшись за идеальным образом, женщина все равно возвращается к обычному семейному быту, своим обязанностям и заботам, с которыми современные журналы ей помочь справиться не могут.
 
советские журналы "работница" и "крестьянка"
 
В связи с вышеперечисленным, актуальность данного исследования заключается в рассмотрении поэтапного становления женской темы в журналах советского периода и возможности отражения жизненных реалий в этих изданиях. Предметом исследования стал ряд журналов, издающихся на протяжении всей советской эпохи, прежде всего, наиболее популярные «Работница» и «Крестьянка». Материалы исследования могут быть использованы в качестве более крупного исследования по изучению женской темы в журналах за весь период ее существования.
 
Если рассматривать период с 1917 по 1991гг., то в становлении женской периодической печати можно выделить три основных периода. Первый с 1917 по 1930-е гг., второй — до 1945г. и третий с 1945 по 1991гг. Первый — это становление коммунистических идей, смена политического режима, разрушение устоявшихся социально-экономических отношений. Понятно, что здесь за образец был взят общественно-политический журнал. Издателем тогда выступал ЦК РКП(б). Пропагандировать коммунистический уклад жизни могли такие образы, как крестьянка, работница, партийные рабочие. 8 марта 1914 года по инициативе В. И. Ленина начинает издаваться первый советский журнала для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» — первый большевистский массовый легальный журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения». Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований. И вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года.
 
А в 1922 году появляется второй знаменитый советский журнал — «Крестьянка». Он основан Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, которые просуществовали недолго, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности, телу, здоровью.
 
Второй период, когда отношения уже более-менее стабилизировались, продолжался до окончания войны. Приблизительно с 1929 по 1945гг. Период индустриально-колхозного строительства. Здесь акцент делается на женщину как часть коллектива, необходимый винтик в достижении общих целей.
 
В 1936 году знаменитая сталинская Конституция торжественно провозгласила: "В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин". Она гарантировала: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов". Конституция особо подчеркивала: "Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами".
 
Параллельно с Конституцией 27 июня 1936 года был принят документ иного характера и иной направленности. Речь идет о постановлении ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах". Это постановление фактически подводило черту под прежней практикой и теорией "свободной любви" и "свободной семьи". Государство начинало брать под свою опеку семью "как ячейку общества". Это был знак стабилизации социалистического строя. Овладевшее обществом государство нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья. С началом второй мировой войны эта необходимость становится первоочередной потребностью, и, чтобы удовлетворить ее, 8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ, согласно которому "только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов". Женщины должны были быть привлечены к общественному производству. И в связи с этим акцент делается на общественно-политический журнал. В последний период система женской периодики устанавливается. Аналогичность типологических форм советских журналов для женщин ограничивала возможность осуществления их классификации единственным вариантом — по масштабу распространения. Исходя из чего, можно говорить о разделении женских периодических изданий на центральные, республиканские и автономные. Примером для их деятельности служила центральная женская пресса.
 
Параллельно с общепризнанными изданиями появлялись журналы, в которых содержались попытки напомнить женщине о ее женственности. В конце 30-х годов появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды — обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства.
 
В 1922 г. при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод, которое должно было стать координирующим теоретическим центром моделирования бытового костюма — прообразом домов моделей в СССР. В Ателье мод должны были разрабатываться как образцы одежды для массового производства, так и модели по индивидуальному заказу.
 
1928 г. начал выходить журнал «Искусство одеваться», в котором печатали модели М.Орловой, Н.Оршанской, О.Анисимовой, Е.Якуниной; как правило, это были платья и костюмы с использованием мотивов народной вышивки. Прекрасно оформленный журнал «Искусство одеваться» был не просто модным, но и «культурно-просветительским» с целым рядом интересных рубрик: «Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д., кроме того, в нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров.
 
В том же 1928 году, появляется «Домашняя портниха» — традиционный журнал мод (большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения). Журнал практически целиком состоят из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам. Оба журнала издавались на хорошей бумаге большого формата, с цветной полиграфией и с приложением выкроек.
 
В 1929 г. вышел новый журнал «Швейная промышленность», который писал о проблемах массового промышленного производства одежды. Здесь уже нашло отражение политики индустриализации страны. В эти же годы открываются швейные техникумы, школы ФЗУ, швейные факультеты при текстильных предприятиях, которые готовят специалистов для легкой промышленности.
 
После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»!
 
Советские женщины проявляли удивительную изобретательность и в очень непростых условиях умудрялись хорошо выглядеть. Они старались походить на экранных героинь того времени и, конечно же, следить за модой. Но это происходит уже послевоенный период. И в этом им очень помогали советские журналы мод 1950 — 1960-х годов («Модели сезона», «Модели одежды», «50 моделей ГУМа») и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями.
 
Особой удачей считалось достать западный журнал мод. Например, журнал Burda, известный в Европе с 1949 года, именно тогда Энне Бурда открыла и назвала своим именем собственное издательство. А официально журнал появился в России в годы перестройки в 1987, став «окном в Европу» для миллионов советских женщин.
 
Тогда же был издан единственный номер первого в СССР модного журнала «Ателье», в работе над которым приняли участие многие известные художники — Кустодиев, Бакст, Головин, Грабарь, Юон, Бенуа, Сомов, Мухина, Экстер, Петров-Водкин. Статьи для «Ателье» писали Ахматова, Городецкий, Сологуб, Эфрос и Шагинян. На страницах журнала советские модницы смогли полюбоваться фотографиями московских актрис в роскошных туалетах, не уступающих французским нарядам.
 
С середины 80-х гг., после начала перестройки, в женских журналах происходит разрушение стереотипа равноправной советской труженицы. Одновременно меняются функции изданий: расширяется консультативное направление. Таким образом, журналы трансформируются в издания для женщины и ее семьи. Историко-типологический анализ советской женской прессы показал, что «система тоталитарного общества создает собственный тип женского журнала, поддерживающий ее и служащий ее интересам».
 
С начала 90-х гг. в стране началось интенсивное развитие периодики для женщин, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. Тематическая и аудиторная направленность классификационного метода позволяет определить среди современных женских журналов следующие типы изданий: социально-бытовые, семейно-бытовые, элитарные, литературно-художественные, феминистские, профессиональные, религиозные, журналы для девушек, журналы, специализированные по интересам. К типу социально-бытовых женских журналов стали относиться издаваемые в течение десятилетий «Работница»; «Крестьянка», «Советская женщина», поменявшая в 1993 г. название на «Мир женщины». Этот тип отличают многолетние государственные традиции в мировоззренческом плане, которые на данном этапе выражаются в освещении социальных проблем, во взгляде на женщину как активного члена общества. При отсутствии политических, идеологических установок в этих изданиях преобладает подход, при котором с естественными бытовыми проблемами рассматривается роль женщины в общественном процессе. К типу семейно-бытовых журналов относятся издания, посвященные домашнему хозяйству, модам, кулинарии, воспитанию детей, здоровью женщины и т.д. Главная ориентация таких журналов на женщин-обывательниц, посвятивших себя семейным делам, а так же не замужним, но готовящимся к семейной жизни. Читательницы этих журналов далеки не только от политики, идеологии и т.п., но, как правило, и от общественных проблем. Название типа элитарных журналов мотивировано уровнем финансовой обеспеченности их основных читателей: это девушки и женщины со средним и высоким уровнем достатка, чье экономическое положение позволяет покупать дорогостоящую продукцию, в которую входят и данные журналы. Издания от остальной отечественной прессы для женщин отличает большой объем, качество полиграфии (издатели часто используют услуги западных полиграфистов), насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно элитная косметика, парфюмерия, одежда, обувь, мебель). К литературно-художественному типу принадлежат издания, адресованные женщинам, интересующимся развитием отечественной литературы и культуры. В них превалируют литературные и публицистические материалы. Феминистская пресса в России на сегодняшний день находится в неразвитом состоянии, она малочисленна и нерегулярна.

Автор: Алена Зотова

Другие статьи
о проекте реклама контакты новости Красноярска PDA